ВОЙНА!

1941 ГОД.

 

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Начальник политуправления ВМФ Рогов И.В. в период войны знакомился лично с боевой деятельностью эскадрильи.

Боевое крещение морской летчик Сергей Щербаков принял на второй день войны, хотя авиационный полк, в котором он служил, базировался далеко от западных границ – на одном из крымских аэродромов. Вряд ли кто из летчиков, техников его эскадрильи мог предположить, что запланированные на тот день учебные полеты неожиданно обернутся первым боевым вылетом.

Приказ был краток: нанести массированный бомбовый удар по военным объектам в порту Констанца. Главная задача возлагалась на эскадрилью майора Щербакова: она считалась лучшей в полку. Здесь служило немало опытных летчиков и штурманов, а сам комэск за особые успехи в учебно-боевой подготовке был награжден орденом Красной Звезды.

…На подступах к объекту экипажи боевых машин встретила плотная стена заградительного огня. Искусно выполняя противозенитный маневр, Щербаков уверенно вел группу к цели. Небо кипело огненными сполохами разрывов, но краснозвездные самолеты легли на боевой курс. Ничто не могло заставить морских летчиков свернуть с него.

Удар был предельно точным. Над вражеским портом вздыбились огромные столбы разрывов. Порт и и вся прибрежная полоса утонули в густом облаке дыма, сквозь которые время от времени пробивались всплески бушующего огня. Горели стоявшие на рейде корабли, нефтебаки, портовые склады.

Повреждения транспорта после удара авиаэскадрильи.

Первый боевой вылет и первая победа! За образцовое выполнение этого задания большая группа авиаторов полка была награждена орденами красного знамени. Этой высокой награды удостоился и майор Щербаков.

Все больше активизировались боевые действия на Черном море. Остервенелые полчища вооруженного до зубов врага рвались в Крым. Аэродром жил напряженным боевым ритмом. В день приходилось совершать по несколько вылетов. Эскадрилья Сергея Щербакова наносила смертоносные удары по морским транспортам и наземный целям гитлеровцев. Уже в первый год войны на счету у Щербакова  и его боевых товарищей было 13 потопленных фашистских кораблей, 7 сбитых истребителей, уничтожены нефтебазы, артиллерийские склады, выведены из строя железнодорожные узлы. А до победы еще так далеко! (И.Шилинговский  (подполковник запаса).

Между вылетами.

 Слева направо: комиссар аэ Лазутин, Ком. звена Малышев, комэск Щербаков, ком. звеньев Зиновьев, Харламов, Дмитриевский.

Неуязвимые

В августе 1941 года капитан Щербаков шел к своим боевым товарищам с радостной вестью, Получено боевое задание – найти и потопить мониторы и транспорты противника.  Солнце скрылось за облаками. Над морем густой туман. Летчики и штурманы сосредоточили все внимание на приборах. Щербаков устремляет свой бомбардировщик ввысь, за ним следуют все остальные воздушные корабли. Все бомбардировщики идут в безукоризненном строю, несмотря на трудные метеорологические условия полета.

По времени и по расчетам штурмана Послед скоро должна показаться цель. Но искать на большой высоте за облаками такие цели как мониторы и транспорты противника трудно. Надо снизиться.

 Щербаков подал сигнал летчикам других самолетов. Надо пробить облака. Щербаков ведет бомбардировщики на снижение, пробивая один слой облаков за другим. Через несколько минут штурман Послед произвел промер ветра и сделал необходимые расчеты.

 Прошли еще минуты. Внизу блеснула река. Бомбардировщики сомкнули строй и пошли на поиски цели над линией фронта.

Фашисты открыли по нашим самолетам заградительный огонь. Но самолеты, невзирая на ураганный зенитный огонь, идут четким строем.

 На подходе к боевому курсу Щербаков сделал удачный противозенитный маневр. Бомбардировщики подбрасывало от разрывов снарядов, но они не уходили с боевого курса.

Щербаков, напрягая все усилия, вел бомбардировщик строго по указанному штурманом маршруту. Через двадцать секунд на фашистские  корабли полетели бомбы.

Летчик развернул бомбардировщик. Послед успел уже сфотографировать все, что творилось внизу, после удачного бомбового залпа.

У берега горели два фашистских пирата. Неподалеку от них тонул, задрав нос кверху, еще один корабль. Пламя и большие клубы дыма поднимались от реки, по воде текли нефть и масло. Все бомбардировщики благополучно возвратились на свой аэродром.

За этот полет летчики уничтожили фашистский монитор и два транспорта.

Экипаж самолета СБ 3.

Летчик Шенгелия Н,Штурман Кондрашов И, стрелок-радист Губанов П.

 

 

Боевые будни авиаэскадрильи.

Выступление комэска перед техсоставом аэ август 1941г.

После бомбового удара аэ.

 

Летно-технический состав, участвовавший в перегонке самолетов на фронт.

 

Командование и инструкторский состав авиаэскадрильи.

Первая группа летных экипажей перед отправкой на фронт 1942г.

Оборона Одессы

 

Боевые будни эскадрильи (фото)

В перерыве между вылетами (фото)

Удар по огневым точкам на линии фронта (фото)

 

Боевой летчик Щербаков

 

Сначала друзья решили поступать в школу морских штурманов. Школа помещалась в многоэтажном доме, с плоской крыши которого открывался вид на большой незнаковый город.  Друзья забрались на крышу и тогда один из них воскликнул:

- «Ох, и высоко же, смотреть страшно».

-А летать, Сережа, еще страшнее, ответил другой.

Именно потому, что летать страшнее, комсомольцу Сергею Щербакову захотелось стать морским летчиком.

 Но за несколько дней до поступления в летную школу с ним случилась неприятность. Он ехал на велосипеде среди густых акаций, и ветка стеганула его по глазу. Глаз разболелся, начал слезиться и плохо видеть.

А надо было идти на медицинскую комиссию. «Черт возьми, как бы не забраковали». На счастье врач попался добродушный и рассеянный.

- Закройте левый глаз и читайте, - сказал он Сергею. Ставя перед ним дощечку с печатными буквами. Сергей прикрыл левый глаз левой рукой и стал читать, Хорошо, очень хорошо, сказал врач. – А теперь закройте правый глаз.

Сергей снова прикрыл левый глаз, но только правой рукой.

- Великолепно, великолепно, - сказал врач. –У вас отличное зрение.

Впрочем врач был прав относительно зрения Щербакова, ну а болезнь оказалась пустяшной.

Окончив гражданскую летную школу, Щербаков поступил в военную.

 Осенью 1932 года с летчиком Щербаковым произошло следующее: во время полета внезапно перестал работать винт. Пришлось сесть в море вдали от берега. Море было бурное. Накатом волны сломало плоскость самолета. Потом оторвало хвост. Три дня и две ночи экипаж блуждал по морю, среди шторма, без пищи, пресной воды. Разбитая летающая лодка наполнилась водой и чудом держалась на крупной волне.

Но люди ни на секунду не теряли веры в свое спасение, они знали, что родина, партия, правительство думают о них, ищут их и найдут.

На третьи сутки их подобрал самолет. И как только они покинули свое разрушенное жалкое убежище, оно вдруг накренилось и затонуло.

 В испытаниях и трудностях закалялся характер большевика Щербакова.

В 1936 году за отличную боевую подготовку его подразделения и за умелое руководство тов. Щербаков был награжден орденом Красной Звезды.

Много лет Сергей Александрович Щербаков работал, учился и обучал молодых летчиков, настойчиво внушал им:

-Первое и основное – это вера в свой самолет, вера в свое оружие.

На второй день войны Щербаков и его боевые товарищи пошли выполнять задание командования.

Погода была плохая, видимость никудышная, плотная облачность закрывала цель.

Но наши летчики показали, что они в совершенстве владеют слепым полетом, тактически подходят к цели, противозенитными маневрами, а расчеты штурманов были точны.

_Первые бомбы, сброшенные на голову врага. Принадлежали нам и мы гордимся великой честью, - говорит  т.Щербаков. –Мы здорово ударили по врагу, а за нами шли товарищи, они доконали его.

Наши самолеты уходили сквозь сплошные черные разрывы зенитных снарядов.

Скупо рассказывает Щербаков о себе, но охотно и радостно о своих боевых товарищах: о военном комиссаре Лазуткине, с которым он создавал подразделение и воспитывал молодых летчиков, о Тишулине, Пясковском, Последе, о Герое Советского Союза Харламове.

За полтора месяца войны подразделение т.Щербакова совершило не один десяток боевых вылетов.

Результат боевых вылетов – это тринадцать вражеских потопленных кораблей, из них три монитора, это пять сбитых стервятников, это уничтоженные нефтебазы, артиллерийские склады. Железнодорожные узлы.

 Два дня назад подразделение т.Щербакова одержало еще одну победу: сбиты два вражеских самолета, разгромлены элеваторы, эшелоны войск и другие военные объекты.

Грозный перечень нанесенных врагу разрушений и потерь возрастает с каждым днем. И это лишь начало, предвещающее беспощадный и полный разгром фашистов.

(А.Янич, военный корреспондент)

 

Бомбовые залпы по врагу

 

Перед группой самолетов поставлена задача – разбомбить скопление войск противника в районе А. Быстро поднялись бомбардировщики в воздух и ведомые т. Тишулиным, направились в район цели.

Тяжелые метеорологические условия не мешают летчикам идти на выполнение задания. Пробивая низкие облака, они уверенно ведут свои самолеты.

Вот и район цели. Ураганным зенитным огнем встречает враг бомбардировщики. Делая противозенитные маневры, советские самолеты уходят от зенитного огня.

Легли на боевой курс. При подходе к цели враг снова открыл яростный огонь. Заметив большое скопление автомашин противника, штурманы метко сбрасывают свой ценный груз.

Одна, вторая, третья бомбы накрывают цель. Разбитые машины, исковерканные трупы гитлеровских солдат и офицеров взлетают в воздух. Неприятельская колонна разгромлена и рассеяна.

(газета «Красный Черноморец», Ол. Б.)

 

Удар по огневым точкам на линии фронта

(Будни летного состава 1-й авиаэскадрильи)

Продвижению нашей пехоты на фронте сильно мешали хорошо замаскированные противником огневые точки возле поселка В. и арт.батарея, расположенная северо-восточнее озера А.

Командование приказало группе наших бомбардировщиков подавить и уничтожить их.

 Самолеты пошли на выполнение боевого задания. Выполнение этого задания было поручено летчику Дмитриевскому и штурману Бахолдину.

Низкая облачность не давала летчикам подняться выше четырехсот метров. Но над морем летный потолок стал  повышаться, а у линии фронта облачность совсем исчезла.

Заходя на цель, оба звена разошлись в разные стороны. Это было необходимо не только потому, что им были указаны различные объекты, а и для того, чтобы обойти зону заградительного зенитного огня, рассредоточить внимание противника, открывшего интенсивный обстрел.

Летчик Дмитриевский зашел с северной стороны поселка В, где находились окопы и блиндажи врага. Штурманы, вслед за Бахолдиным, сбросили серии бомб на северную и северо-западную стороны укрепленного пункта.

 

 

Рис. После бомбового удара по аэродрому противника (Майкоп)

 

Объявлено о награждении первым орденом «Красного Знамени»

 

На киноэкранах страны начал демонстрироваться киножурнал №86 под наименованием «Боевые действия Эскадрильи капитана Щербакова С.А.»

 

Отдельные кадры: Экипаж получает боевое задание; Перед взлетом; на боевом курсе над Одессой

 

Точно прокладывая курс, бомбить без промаха

(штурман Н.Старостин)

До войны…..

Все, что нажито семьей за многие годы, уничтожено врагом при бомбардировке авиагарнизона – постоянного места жительства семьи (Сарабуз).

Получено сообщение о том, что семья эвакуировалась в глубь страны. Куда – неизвестно.

 

Всесоюзное радио в вечернем выпуске последних известий сообщило (сентябрь 1941 года): «Летчики Черноморского флота под командованием Сергея Александровича Щербакова успешно выполняют боевые задания. Желаем отважным соколам еще больших успехов в нанесении ударов по вражеским силам противника»

 

В перерывах между боевыми вылетами перед летчиками выступал народный артист СССР Иван Козловский.

 

Песня морских летчиков

Посвящается встрече ветеранов авиации ВМФ, состоявшееся в честь 45-летия поступления в Ейское военно-морское авиационное училище в 1937 году по специальному набору ЦК ВЛКСМ.

Музыка: Валерия Новака

Стихи: Бориса Боделина

 

Припомним пилоты, седые солдаты,

Как на самолеты нас звал комсомол.

Мальчишек безусых, но сердцем крылатых

В тревожное небо когда-то повел.

 

Припев: Над нами стихия, под нами стихия,

               Суровое небо и волны морские

               Ни тыла, ни флангов, а линия фронта

               От горизонта – до горизонта.

 

И небо, и море х дорога героев,

Дорога отважных и крепких парней,

А мы выбирали и то, и другое,

И трудно сказать, что любили сильней.

 

Припев

 

Мы все, как и прежде, не знаем покоя,

Все меньше товарищей в нашем строю –

То время без боя выводит из строя

Ребят, уцелевших в жестоком бою.

 

Припев

 

Прошли мы и вьюги, и пламя пожарищ,

И пусть пролетели, как птицы, года,

Но помни о юности нашей, товарищ,

И сердцу стареть не давай никогда!

 

 

Оборона Севастополя

 

Штурман В.Харчев вспоминает: летный состав нашего подразделения получил задание нанести бомбоудар по мотомехчастям и живой силе противника на его коммуникациях.

Группа боевых машин вслед за бомбардировщиком летчика Щербакова поднялась в воздух. Сквозь густую дымку, которая сильно затрудняла наблюдение, мы пошли на выполнение боевой операции, взяв курс на запад.

Меня занимал вопрос: как мы будем бомбить в такую погоду? С высоты. Необходимой для бомбометания. – земли не было видно.

Приблизившись к территории, занятой противником, мы стали набирать высоту. Поднялись до тысячи пятисот метров.

Район цели оказался закрыт многоярусной облачностью, из-за которой мы не могли обнаружить противника. Тогда тов. Щербаков, сделав разворот вправо, повел наши боевые машины к морю, где толщина облачного слоя была меньше.

Пройдя немного на запад, мы вынырнули из-за туч с южной стороны и стали заходить на цель.

Под нижней кромкой облаков, на высоте 900 метров мы перелетели район гор и. постепенно снижаясь, вышли к автомагистрали между городами К и С.

На стыке дорог было большое скопление автомашин, груженых боеприпасами и группа фашистских солдат. Для того, чтобы вернее нанести удар по врагу, наши машины снизились до 600 метров. Я увидел, как заметив нас, всполошились фашисты. Одни из них бросились в придорожные канавы, другие пытались удирать от нас на автомашинах. А третьи «на повышенной скорости» улепетывали в поле, подальше от дороги.

Мы сбросили серию бомб. Прямым попаданием разбили 3 автомашины, при этом наши экипажи ощутили сильный толчок снизу – это взлетели в воздух находящиеся на автомашинах боеприпасы. Взрыв был настолько сильный, что у ведомого летчика Свиридова сорвало боковую штору кабины.

Отбомбившись, группа наших самолетов разошлась по звеньям для того, чтобы удобнее было отыскивать и уничтожать скопления живой силы противника.

 

Фото:

Капитан Щербаков С.А. славился как отважный летчик. Об этом свидетельствует его боевой счет: 13 кораблей противника, посланных на дно; 5 сбитых истребителей; ряд уничтоженных объектов.

При этом ни одного советского самолета не потеряно. Ни один человек из личного состава не ранен. Так действует подразделение капитана Щербакова В.С. (Старший политрук Лазуткин)

 

 

Оборона Кавказа

Боевой счет нашей эскадрильи

 

На 1-е апреля 1942 года эскадрилья потопила 2 монитора, 1 канлодку и 6 транспортов; нанесла повреждения: 1 монитору, 1 канлодке, 2 вооруженным баржам, 4 транспортам; уничтожила: 10 танков, 23 орудия разных колибров с прислугой, 97 автомашин с военным грузом и войсками врага, 8 фашистских истребителей в воздушных боях; истребила: 350 солдат и офицеров врага; нанесла разрушения: 4 портовым сооружениям, 4 железнодорожным станциям, 1 элеватору, 1 узлу связи и другим объектам противника.

Командующий сухопутной обороной Одессы и Севастополя неоднократно объявлял благодарность личному составу авиаэскадрильи за успешное выполнение боевых заданий в поддержке сухопутный войск.

Вражеские корабли уничтожены

Боевой счет капитана Щербакова

Сигнальная ракета, грозные советские бомбардировщики поднимаются в воздух. Ложатся на курс и исчезают вдали.

Погода пасмурная. Командир т. Щербаков пристально наблюдает за воздухом.

Советские летчики, скрываясь в облаках, быстро приближаются к цели. Умелым маневром бомбардировщики уходят от огня зенитных батарей противника. Тов. Щербаков выводит группу самолетов на цель, и они точно сбрасывают бомбы. Вражеские корабли взлетают на воздух.

 Самолеты без поражений в строгом порядке легли на обратный курс.

В это время из-за туч вынырнул вражеский истребитель, пытаясь атаковать звено. Стрелки-радисты Кудрявцев, Иванов и Малыхин нажимают на гашетки пулеметов. Фашистский самолет загорелся. Перевернувшись на крыло, он рухнул в море.

 Группа советских бомбардировщиков под командованием тов. Щербакова невредимой вернулась на свой аэродром. (Ипполитов М. – газета «На боевой вахте).

Фото

Награжден вторым орденом Красного Знамени.

Карта : Ноябрь 1942 года. Немецкие войска захватили значительную часть территории СССР. Враг стал угрожать столице г. Москве. Блокирован г.Ленинград. Намеревался отрезать энергетические ресурсы Родины. Страна готовилась к решительному наступлению на врага. Армии и флоту нужно было много летных кадров.

Приказом командования Щербаков С.А. был назначен в ;-у авиационное училище (4 ВМАУ) для подготовки экипажей для фронта.

Командование 4 ВМАУ и инструкторский состав эскадрильи

Командование 4 ВМАУ и инструкторский состав эскадрильи.

Руководящий состав 4 ВМАУ

Эскадрилью надо было формировать заново. Инструкторский состав надо было обучить полетам на новой материальной части днем и ночью.

А фронт все требовал экипажи, подготовленные к полетам в сложных метеоусловиях днем и ночью. Требовались неимоверные усилия всего личного состава авиаэскадрильи, чтобы подготовить первую группу летных экипажей для фронта.

Одновременно осуществлялась перегонка самолетов с аэродрома Красноярск на фронт.

Мужество, отвага, воинское умение

Советские летчики – соколы нашей Родины!

Беспощадно громите врага в воздухе, на земле, на море!

Да здравствуют советские летчики!

 

Последние лучи……..

Семья возвратилась к месту службы

Ст. Тайнча 1943 год. Как и многие граждане СССР, семья претерпела немало трудностей в жизни. Софья Александровна временно проживая в совхозе «Новоселово» (под Монгольской границей в Сибири), в суровых сибирских морозах всячески помогала совхозу обеспечивать фронт продуктами питания. Одновременно воспитывала двоих детей.

Фото: пути и пункты эвакуации семьи

Фото: инструкторский состав авиаэскадрильи на новом месте базирования в

г.Гудауты (Абхазия) 1943 год.

Очередной выпуск летных экипажей перед отбытием на фронт (1943 год)

 

Освобождение Прибалтики

 

Март 1945г. На боевом курсе.

1 АЭ атакует конвой противника. 1945г. март.

Час расплаты с фашизмом настал. Советская армия успешно наступает на всех фронтах. В боях активно участвуют экипажи, подготовленные авиаэскадрильей ; ВМАУ. Для знакомства с боевой деятельностью воспитанников авиаэскадрильи командование авиации ВМФ СССР направляет в легендарный 1-й Гвардейский минно-торпедный авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

 

Командир Краснознаменной авиаэскадрильи 1-го Гвардейского минно-торпедного авиационного Клайпедского Краснознаменного полка ВВС Балтийского флота (1944 год)

 

9 мая 1945 года  Победа!!!!



Hosted by uCoz